Уважаемые клиенты! 4 ноября Психологический Центр на Волхонке работает до 18.00.
+7 (495) 646 77 33
Мы готовы услышать Вас и понять, быть на Вашей стороне в сложной жизненной ситуации, и использовать все наши знания и профессиональный опыт, чтобы работать в ваших интересах.
Как выбрать специалиста?
Психологи высшей категории, кандидаты наук
Средний стаж каждого специалиста
Центр Москвы или онлайн - без выходных

Как становятся пограничными личностями. Теория объектных отношений

В художественной литературе, искусстве и кино часто рисуется картинка рождения ребенка как события радостного, наполненного весельем и теплотой. Мама проходит родовые муки и далее все красиво и мило, а вокруг летают розовые единороги. Но давайте представим себе, что это всего лишь взгляд взрослых (мамы, папы и родственников) на событие со стороны, а главный и непосредственный его участник (ребенок) сталкивается абсолютно с другими эмоциями и картинками. Наше путешествие в этот мир будет довольно мрачным, страшным, злым и грустным. Давайте поговорим как становятся пограничными личностями.

Теория объектных отношений. Как становятся пограничными личностями

Направлением психоанализа, которое впервые уделило много внимания влечению смерти, младенческой агрессии и страху, стала теория объектных отношений Мелани Кляйн. Направление разрабатывалось в связи со смещением внимания психоаналитиков с эдипального возраста (3-6 лет) на доэдипальные возраста. В этом существовала и практическая потребность, поскольку не всем клиентам подходила психоаналитическая работа и возникало здравое предположение, что травмы сопровождают ребенка не только в Эдипе. Теория (как и весь психоанализ) разрабатывалась психиатрами, в том числе детскими, что, с одной стороны, позволило синхронизировать ее с психиатрическим знанием, где в этом была необходимость. С другой стороны, теория не представляет собой придуманную историю, оторванную от жизни и от психологической практики.

Так вот, теория объектных отношений впервые уделила внимание младенческой агрессии и страху, а не удовольствию и наслаждению. А теперь вернемся к моменту рождения ребенка. Почему я не начинаю с пренатального периода. Это вопрос моего выбора. По моему мнению, личность начинает формироваться с момента хотя бы физического разделения с другим организмом. До момента разделения не возникает мотивации осознания себя и своих возможностей. По мнению некоторых психоаналитиков (Отто Ранк) рождение ребенка приводит к «травме рождения», которая в свою очередь приводит к формированию высокого уровня тревоги у рождающегося ребенка.

Рождение ребенка.

А теперь давайте опишем человеческим языком, что может происходить при рождении. Рождение приводит к запуску множества систем, которые не работали или работали в ином режиме. Например, ребенок, который проходит путь из живота мамы во внешний мир, не дышит до момента раскрытия легких. Существует теория, что крик ребенка при первом вздохе вызван ужасной болью от процесса их раскрытия. В это же время младенец испытывает жесточайший сенсорный удар. Его глаза не видели света, уши не слышали таких громких звуков, а кожа никогда не контактировала с такой жесткой поверхностью. Мне кажется, что подобное крайне болезненное воздействие может приводить к реакции нервной системы и психики, которая и приводит к вхождению новорожденного в состояние первичного аутизма, когда происходит его отключение от внешнего мира. И только потом младенец начинает постепенно восстанавливать эту связь с окружающей средой.

Развитие ребенка.

Что нам говорит теория объектных отношений по поводу развития ребенка? Изучение психики и психических процессов маленьких детей показало наличие расщепленности и фрагментарности их мышления и обилие фантазии по поводу объектов, которые снижались по мере взросления ребенка. Что имелось под этим в виду? Например, дети воспринимали людей, которые их кормили как хороших, а тех, кто не кормил – плохих. Причем подобное отношение сохраняется у человека и во взрослом состоянии, когда хорошим являются люди что-то дающие ему.

Мир младенца до определенного периода наполнен очень странными объектами, которые формируются в результате ограниченности функционирования сенсорной системы, которая не позволяет связывать части объектов в единый объект. Ребенок что-то видит, что-то слышит, но даже зрение формируется у него со временем. Поэтому один и тот же объект, который сейчас его покормил (женская грудь), а потом не покормил воспринимается как разные объекты. Плохой и хороший. В подобном описании мы видим мир шизофрении, где нарушается связанность мира. В реальности человек даже в речи не может быть цельным. Она прерывается и мысль прыгает. Если психически здоровый человек, когда говорит одно выходит из другого в разговоре, то шизофреник говорит о погоде и замолкает, потом начинает о себе и замолкает, потом еще о чем-то.

Но этот мир наполнен и агрессией. Ребенок жесток в чем мы можем убедиться и в жизни. Часто маленькие детишки проявляют жестокость по отношению к животным на улице. Такое встречается достаточно часто. Агрессия новорожденного вызвана страхом рождения. И в младенческом возрасте мы сталкиваемся с первым защитным механизмом – проекцией. Когда собственная агрессия, которая направлена на тело матери (ее грудь) вызывает такой страх возмездия за собственные желания, что это грудь становится злой и агрессивной и рождаются фантазии о том, что она может преследовать.

Параноидальная позиция

Такие фантазии являются зачатками паранойи. И мы можем говорить о параноидно-шизоидной позиции. Почему я использую термин позиция, потому что во взрослом возрасте мы можем возвращаться в подобные позиции. Приведу следующий пример. Человек, будучи абсолютно нетерпимым и конфликтным часто утверждает, что мир, который его окружает, злой и неблагодарный, отказываясь принимать мысль, что это его заслуга его агрессии и злости по отношению к людям. И теперь мир преследует его.

Депрессивная позиция

При нормальном развитии ребенок в своей психике со временем объединяет детали этого мира. Мама становится носителем груди, а не ее грудь отдельный объект. И тогда он сталкивается с необходимостью проститься с хорошим объектом под названием грудь. И это вызывает в нем огромную грусть и раскаяние за то, что он мог на нее нападать (кусать, например). Ребенок впадает в депрессивную позицию. И если он соединяет объекты (преодолевает депрессию), то он успокаивается и принимает принцип реальности, где люди нехорошие и неплохие, а живут в своих интересах и своих представлениях. Если же нет, то остается в депрессивной позиции.

Маниакальная позиция

И надо рассказать о маниакальной позиции. Маниакальное как бы это не звучало означает приподнятое и беспечное настроение. В маниакально-депрессивном психозе происходит смена депрессивного состояния (подавленного, с плохим настроением), маниакальным. Маниакальная позиция – это еще одна позиция, которая заключается в том, что человек, не сумев справиться со страхом потери объекта, отрицает его значимость и необходимость. Люди с маниакальной позицией в случае расставания с партнером смеются и обесценивают отношения. А часто и не могут их установить в виду отрицания необходимости.

Ответ на вопрос как формируются пограничные личности заключается в том, что они не преодолевают расщепление и объекты не становятся цельными. Поэтому весь мир для них наполнен грудью «хорошей» и «плохой». Что в реальной жизни означает постоянное оценочное отношений к другим людям с точки зрения дают ли они пограничнику что-то или нет. И если дают (удовлетворяют его потребность), то становятся хорошими. А вот если не дают, то плохими. Причем сегодня один и тот же человек хороший, а вот завтра – плохой. Хотя за этой игрой лежит их собственный страх и агрессия.

Ютуб канал Психологического  центра на Волхонке

Ютуб канал Дениса Каменского

Какими бывают пары? Видео Дениса Каменского о различных типах взаимоотношений.

Статьи психологов 

Семейные психологи нашего Центра

Психолог Денис Каменский

Денис
Каменский

Психолог, семейный психолог, психолог-психоаналитик, кандидат наук
Стаж: более 8 лет
Образование: МГУ им. М.В.Ломоносова, Восточно-Европейский институт психоанализа
Популярные статьи
Записаться на прием













    Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав машина.

    Спасибо! Ваш запрос получен

    Мы ответим в течение рабочего дня.

    Если вы хотите записаться на прием в ближайшее время – позвоните пожалуйста по номеру:

    +7 (495) 646 77 33
    Приезжайте на
    консультацию
    ул. Волхонка, д. 6, стр. 5, Москва
    Психологический Центр работает:
    по будним дням - с 10.00 до 21.00,
    по выходным и праздничным дням - с 10.00 до 18.00