+7 (495) 646 77 33
Мы готовы услышать Вас и понять, быть на Вашей стороне в сложной жизненной ситуации, и использовать все наши знания и профессиональный опыт, чтобы работать в ваших интересах.
Как выбрать специалиста?
Психологи высшей категории, кандидаты наук
Средний стаж каждого специалиста
Центр Москвы или онлайн - без выходных

Транзактный (трансактный) анализ

Метод “трансактный анализ” очень хорошо работает на начальном этапе психологического консультирования. Значительные улучшения в семейных отношениях и личных взаимоотношениях могут наступить уже после первой встречи. Данная статья этого раздела посвящена этому методу работы психологов и психотерапевтов.

Создателем трансактного анализа является американский психиатр Э. Берн. Согласно его концепции, человек запрограммирован своими “ранними решениями” в отношении реализуемой им впоследствии жизненной позиции. Он проживает свою жизнь по “сценарию”, написанному при самом активном участии его близких, прежде всего родителей, принимает решения в настоящем, основанные на стереотипах, которые когда-то в детстве были необходимы для его психологического выживания, но теперь чаще всего бесполезны.

Основная цель психотерапевтического процесса – реконструкция личности на основе пересмотра существующих жизненных позиций, осознания непродуктивных стереотипов поведения, мешающих принятию адекватных настоящему моменту решений, формирование новой системы ценностей, исходя из собственных потребностей и возможностей.

Трансактный анализ включает в себя:

1) структурный анализ – анализ структуры личности;

2) анализ трансакций – вербальных и невербальных взаимодействий между людьми;

3) анализ психологических игр – скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу (выигрышу во взаимоотношениях с людьми или для себя лично);

4) анализ сценария (скриптанализ) – рассмотрение индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует, сам не подозревая об этом.

Структура личности характеризуется наличием трех состояний “Я”:

  • Родитель – “внешние” психические установки, стереотипы поведения и моральные ценности, приятые когда-то личностью и существующие и функционирующие теперь, как “свои”;
  • Ребенок – “изначальные” психические потребности и желания, свободные, социально не скорректированные, реакции и выражения эмоций, проявления своей индивидуальности;
  • Взрослый – “новообразованная” психическая структура, возникающая в процессе взросления и развития человека, позволяющая принимать соответствующие жизненной ситуации решения, учитывая “своего” Родителя и Ребенка.

Подчеркивается, что Я-состояния – это не роли, исполняемые людьми, а феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, провоцируемые актуальной ситуацией.

В теории З. Фрейда Взрослому соответствует “Я”. Подобно тому как “Я” у Фрейда является ареной, на которой происходят баталии между вытесненными чувствами “Оно” и социальными запретами “Сверх-Я”, Взрослый у Берна играет роль арбитра между Родителем и Ребенком. Роль Взрослого сводится не к подавлению того и другого и возвышению над ними, а к изучению информации, записанной в Родителе и Ребенке. Анализируя эту информацию, Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов необходимо отказаться, а какие желательно включить. Именно к Взрослому состоянию клиента обращается психотерапевт в процессе работы с ним.

При взаимодействиях (трансакциях) людей могут включаться различные “Я”-состояния. Различают дополнительные, перекрестные и скрытые трансакции. Дополнительными называются трансакции, соответствующие ожиданиям контактирующих людей и отвечающие здоровым человеческим отношениям. Такие взаимодействия не конфликтогенны и могут продолжаться неограниченное время.

Конфликтогенной способностью обладают перекрестные трансакции. В этих случаях на стимул дается неожиданная реакция, активизируется неадекватное ситуации состояние “Я”. Коммуникация прекращается, такие перекрестные трансакции начинаются взаимными упреками, колкими репликами и заканчиваются обычно тупиком с выражением негативных эмоций.

Скрытые трансакции отличаются от предыдущих тем, что включают более двух состояний Я, так как сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения, что и составляет суть психологических игр. Наиболее тонкие обманные ходы строятся с учетом человеческой потребности в признании.

Понятие психологической позиции является одним из основных в трансактном анализе. Известным пропагандистом этого вида психотерапии стал психиатр Т. Э. Харрис благодаря своей книге “Я о’кей – ты о’кей”. Название книги выражает позицию, которой человек должен добиться в процессе трансактного анализа. Т. Харрис различает 4 основные позиции:

1. “Я о’кей – ты о’кей”.

2. “Я не о’кей – ты не о’кей”.

3. “Я не о’кей – ты о’кей”.

4. “Я о’кей – ты не о’кей”.

Психологические позиции возникают не только в отношении себя и других, но и в отношении другого пола. Приняв психологическую позицию, личность старается укрепить ее, чтобы стабилизировать самооценку и сохранить свое восприятие окружающего мира. Психологическая позиция становится жизненной позицией, исходя из которой играют в игры и осуществляют жизненный сценарий, а также выбирают людей, которые играют определенные роли, соответствующие жизненному сценарию.

Сценарий – это жизненный план, напоминающий спектакль, который личность вынуждена играть. Он зависит от позиций, принятых в детстве, и записывается в детское “Я”-состояние через трансакции, происходящие между родителями и ребенком. Игры, в которые играют люди, являются частью сценария. Осознав свои позиции и игры, личность может понять свой жизненный сценарий. Анализ его является основной целью трансактного анализа.

Трансактный анализ – это интеракционная психотерапия, которая часто проводится в групповой форме. Пациентов обучают основным понятиям трансактного анализа, пониманию механизмов поведения и их дискомфортных состояний. Целью работы является осознание членами группы того, в пределах какого “Я”-состояния они обычно функционируют (структурный анализ). Развивая это осознание, пациенты исследуют раннее программирование, послания (сообщения), которые они получали от родителей, и свои ранние решения в отношении собственного достоинства и жизненной позиции.

Главная цель трансактного анализа, по Р. и М. Маклюр Гулдинг, состоит в пересмотре ранних детских решений, которые принимаются нами в ответ на реальные и воображаемые родительские “приказания” (ожидания, просьбы, установки, объяснения и так далее), и таким образом мы сами изначально строим свой жизненный сценарий, решаем, как мы будем жить. Если было принято ранее решение, то, с помощью различных психотерапевтических приемов, члены группы могут заново пережить сцены раннего детства, оживить ситуации, в которых они приняли определенное пораженческое решение относительно себя и своей жизни, и, в конце концов, могут принять новое решение на интеллектуальном и эмоциональном уровне. Авторами развит модифицированный вариант трансактного анализа, сочетающий свои принципы и приемы с гештальт-терапией, психодрамой и модификацией поведения.

Большой акцент делается и на рациональном подходе. Конечной целью трансактного анализа является достижение автономии личности, что помогает определить свою собственную судьбу, принять ответственность за свои поступки и чувства.

Трансактный анализ используется при терапии с клиентами, находящимися в дискомфортном состоянии, но не страдающими какими-либо формами психических расстройств. Этот метод может использоваться и при лечении неврозов в широком возрастном диапазоне. Менее эффективно его применение для лечения психотических больных, а также больных с тяжелыми хроническими формами неврозов.

Сильной стороной трансактного анализа является установление общего языка с клиентом, что облегчает формирование психотерапевтического контакта, а также довольно быстрый ощутимый результат психотерапевтической работы.

Посмотреть все статьи специалистов нашего Центра

Наш канал на YouTube

Популярные статьи
Записаться на прием













    Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав ключ.

    Спасибо! Ваш запрос получен

    Мы ответим в течение рабочего дня.

    Если вы хотите записаться на прием в ближайшее время – позвоните пожалуйста по номеру:

    +7 (495) 646 77 33
    Приезжайте на
    консультацию
    ул. Волхонка, д. 6, стр. 5, Москва
    Психологический Центр работает:
    по будним дням - с 10.00 до 21.00,
    по выходным и праздничным дням - с 10.00 до 18.00