Наказание и поощрение детей. Все родители согласятся, что их крик на ребёнка вызывает у чада далеко не положительные эмоции. И если более точно описать состояние ребёнка – он испытывает стресс, когда родители на него кричат. Но почему же мы так часто, окружая наших детей «пряниками», применяем наказание, когда дело касается оценок в школе, выполнения домашних заданий? Действительно ли наказание помогает нам и нашим детям? Давайте попробуем разобраться с точки зрения биохимии и психологии.
В состоянии стресса в организме взрослых и детей начинает усиленно выделяться гормон кортизол. При нормальном функционировании организма (в отсутствии стресса) кортизол достигает своего максимума ранним утром, обеспечивая нас энергией на целый день, и снижается до минимума в послеобеденное время. Но повышение этого гормона из-за эмоциональных переживаний приводит к тому, что затормаживается работа иммунной системы, способность к обучению, способность к расслаблению. По сути, кортизол обращается к внутренним системам организма с примерно следующим сообщением: «Ребята, прекращаем текущую работу! Состояние повышенной опасности! Сейчас не время учиться и искать новые пути!» Не зря говорят, «стресс делает нас глупыми» (Чамберс и др., 1999 МакИвен, 1999).
К тому же у ребёнка на крик родителей может вырабатываться стойкое и сильное сопротивление. Сопротивление может быть пассивным и выглядеть как лень, бесконечные походы в туалет, попить, поиграть, помечтать, забывание домашних заданий. Или более активные формы: капризы, возмущения, скандалы, конфликты.
Получается, что когда мы кричим на наших детей, при выполнении ими домашних заданий, ругаем их за плохие оценки в школе, мы тормозим их способность к обучению и разрываем тонкие нити взаимопонимания, которые очень нужны и детям, и родителям.
Продолжение темы в следующих постах.
Ютуб канал Психологического центра на Волхонке
Мы ответим в течение рабочего дня.
Если вы хотите записаться на прием в ближайшее время – позвоните пожалуйста по номеру:
+7 (495) 646 77 33