+7 (495) 646 77 33
Психологический Центр на Волхонке
Мы готовы услышать Вас и понять, быть на Вашей стороне в сложной жизненной ситуации, и использовать все наши знания и профессиональный опыт, чтобы работать в ваших интересах.
Как выбрать специалиста?
Психологи высшей категории, кандидаты наук
Средний стаж каждого специалиста
Центр Москвы или онлайн - без выходных

Ребёнок заикается. Взгляд психолога.

Истории

Соседская девочка, Света ( 5 лет), всегда привлекала моё внимание своей энергичностью.  Родители много сил вкладывали в развитие ребёнка. Девочка посещала несколько кружков. Мама Светы всегда выглядела достаточной строгой, требовательной в отношениях с дочкой.   Однажды при встрече я обратила внимание на изменения в поведении девочки. Она выглядела менее энергичной, чем обычно. Немного с трудом, заикаясь, отвечала на мои обычные вопросы: «Как у тебя дела?» По выражению лица мамы я поняла, что и она видит, что ребенок заикается. Маму это сильно беспокоило. Мама поделилась, что неврологи и логопед её успокаивают, говоря, что девочка здорова, развивается согласно возрасту, но чрезмерно напряжена, рекомендуют посещать бассейн. Невролог назначил лечение, которое не дало результата. И только летом, когда Светочка отдыхала у бабушки в деревне, она перестала заикаться.

Вторую, похожую историю, я услышала от другой мамы на консультации. Маму беспокоило, что её дочка, Настя ( 5 лет), стала не много заикаться во время общения с ней. Из беседы с мамой я поняла, что она активно занимается развитием своего ребёнка. Не смотря на то, что ребёнок посещает детский сад, несколько кружков, мама дополнительно сама с дочкой занимается по пособия   дома.

Что общего в этих двух историях?

Возраст девочек – 5 лет, внезапно появившийся невротический симптом – заикание. Родители сильно обеспокоены. Они не понимают причины появления заикания у их детей. Мамы обеих девочек активно включены в процесс развития детей, но во время общения с ними, я не услышала, что выбор кружков был сделан исходя из интересов детей, склонности к чему-то у ребёнка.

Посмотрим на происходящее с точки зрения возрастной психологии:

Основная задача развития, которая стоит перед ребёнком в среднем и старшем дошкольном возрасте – развитие чувства инициативы, активности. Важным «новообразованием» этого возрастного периода является проявление «воли» у детей. Они начинают отстаивать свою независимость и самостоятельность в упорном стремлении поступать так, а не иначе. При благоприятном прохождении этой стадии у ребёнка формируется целостное чувство инициативы. Он неожиданно начинает чувствовать себя « в большей степени собой», более любимым. При неблагоприятном – развивается  чувство вины.

Что происходит в детско-родительских отношениях:

Возможно, мамы сильно тревожатся и поэтому стремятся к тому, чтобы их дети не отставали в своём развитии от сверстников, а может быть даже желают видеть своих детей более развитыми, чем дети их возраста. Поэтому  мамы взяла на себя всю инициативу: они сама выбирает кружки своим детям, дополнительные занятия , не учитывая особенности и задачи этого возрастного периода.

Что происходит с ребёнком:

Ребенок в силу своего возраста, своих особенностей не может открыто противостоять маме, не способен заявить о своих желаниях, потребностях («Я хочу играть», «Я устала»). Поэтому ходит на все кружки, выполняет требования мама, не протестуя. Но находится в очень большом напряжении, поэтому и появляется заикание.

Работа психолога с мамой:

Познакомить маму с особенностями развития ребёнка -дошкольника, рассказать о задачах стадии развития, которую проходит сейчас ребёнок.  Объяснить, что девочки часто отличается повышенной эмоциональной чувствительностью. Эта их особенность требует более деликатного, бережного стиля воспитания. Чаще всего именно у эмоционально чувствительных детей могут развиться  невротических проявлений ( например, заикание). Вместе с мамой попробовать понять, в чём может быть чрезмерное давление родителей на ребёнка, как можно снизить требования к ребёнку. Рекомендовать маме понаблюдать за реакцией ребёнка на посещение различных кружков: на какие занятия он или она  идёт с радостью и после каких выглядит воодушевлённым, о каких преподавателях рассказывает ей с интересом. Рекомендовать их для обязательного посещения ребёнку.

Работа психолога с ребёнком:

Постараться выявить интересы и склонности ребёнка, чем больше всего нравится заниматься: лепить, петь, танцевать, рисовать и т.д. Присоединиться к его интересам, попросить показать, рассказать о них подробнее. Похвалить ребёнка, отметив, как здорово, что у него есть любимые занятия. Объяснить, что очень важно каждый день уделять время своим любимым занятиям, тем самым дав разрешение ребёнку проявлять себя, свою инициативу, заявлять о своих желаниях, потребностях. В работу с ребёнком можно включить сказки, в которых герои преодолевают свою застенчивость и заявляют о себе, отстаивают свои границы.

 Желательно, чтобы в работу психолога с ребёнком были привлечены  родители . Альянс психолога и родителей – это залог успешного завершения работы психолога с ребёнком.

Ютуб канал Психологического  центра на Волхонке

Статьи психологов 

Детские психологи нашего Центра

Татьяна
Усачева

Детский и подростковый психолог
Стаж: Более 12 лет
Образование: Московский Государственный Открытый Педагогический Университет
Популярные статьи
Записаться на прием












    Спасибо! Ваш запрос получен

    Мы ответим в течение рабочего дня.

    Если вы хотите записаться на прием в ближайшее время – позвоните пожалуйста по номеру:

    +7 (495) 646 77 33
    Приезжайте на
    консультацию
    ул. Волхонка, д. 6/5, Москва
    Работаем без выходных с 10 до 22