Соседская девочка, Света ( 5 лет), всегда привлекала моё внимание своей энергичностью. Родители много сил вкладывали в развитие ребёнка. Девочка посещала несколько кружков. Мама Светы всегда выглядела достаточной строгой, требовательной в отношениях с дочкой. Однажды при встрече я обратила внимание на изменения в поведении девочки. Она выглядела менее энергичной, чем обычно. Немного с трудом, заикаясь, отвечала на мои обычные вопросы: «Как у тебя дела?» По выражению лица мамы я поняла, что и она видит, что ребенок заикается. Маму это сильно беспокоило. Мама поделилась, что неврологи и логопед её успокаивают, говоря, что девочка здорова, развивается согласно возрасту, но чрезмерно напряжена, рекомендуют посещать бассейн. Невролог назначил лечение, которое не дало результата. И только летом, когда Светочка отдыхала у бабушки в деревне, она перестала заикаться.
Вторую, похожую историю, я услышала от другой мамы на консультации. Маму беспокоило, что её дочка, Настя ( 5 лет), стала не много заикаться во время общения с ней. Из беседы с мамой я поняла, что она активно занимается развитием своего ребёнка. Не смотря на то, что ребёнок посещает детский сад, несколько кружков, мама дополнительно сама с дочкой занимается по пособия дома.
Возраст девочек – 5 лет, внезапно появившийся невротический симптом – заикание. Родители сильно обеспокоены. Они не понимают причины появления заикания у их детей. Мамы обеих девочек активно включены в процесс развития детей, но во время общения с ними, я не услышала, что выбор кружков был сделан исходя из интересов детей, склонности к чему-то у ребёнка.
Основная задача развития, которая стоит перед ребёнком в среднем и старшем дошкольном возрасте – развитие чувства инициативы, активности. Важным «новообразованием» этого возрастного периода является проявление «воли» у детей. Они начинают отстаивать свою независимость и самостоятельность в упорном стремлении поступать так, а не иначе. При благоприятном прохождении этой стадии у ребёнка формируется целостное чувство инициативы. Он неожиданно начинает чувствовать себя « в большей степени собой», более любимым. При неблагоприятном – развивается чувство вины.
Возможно, мамы сильно тревожатся и поэтому стремятся к тому, чтобы их дети не отставали в своём развитии от сверстников, а может быть даже желают видеть своих детей более развитыми, чем дети их возраста. Поэтому мамы взяла на себя всю инициативу: они сама выбирает кружки своим детям, дополнительные занятия , не учитывая особенности и задачи этого возрастного периода.
Ребенок в силу своего возраста, своих особенностей не может открыто противостоять маме, не способен заявить о своих желаниях, потребностях («Я хочу играть», «Я устала»). Поэтому ходит на все кружки, выполняет требования мама, не протестуя. Но находится в очень большом напряжении, поэтому и появляется заикание.
Познакомить маму с особенностями развития ребёнка -дошкольника, рассказать о задачах стадии развития, которую проходит сейчас ребёнок. Объяснить, что девочки часто отличается повышенной эмоциональной чувствительностью. Эта их особенность требует более деликатного, бережного стиля воспитания. Чаще всего именно у эмоционально чувствительных детей могут развиться невротических проявлений ( например, заикание). Вместе с мамой попробовать понять, в чём может быть чрезмерное давление родителей на ребёнка, как можно снизить требования к ребёнку. Рекомендовать маме понаблюдать за реакцией ребёнка на посещение различных кружков: на какие занятия он или она идёт с радостью и после каких выглядит воодушевлённым, о каких преподавателях рассказывает ей с интересом. Рекомендовать их для обязательного посещения ребёнку.
Постараться выявить интересы и склонности ребёнка, чем больше всего нравится заниматься: лепить, петь, танцевать, рисовать и т.д. Присоединиться к его интересам, попросить показать, рассказать о них подробнее. Похвалить ребёнка, отметив, как здорово, что у него есть любимые занятия. Объяснить, что очень важно каждый день уделять время своим любимым занятиям, тем самым дав разрешение ребёнку проявлять себя, свою инициативу, заявлять о своих желаниях, потребностях. В работу с ребёнком можно включить сказки, в которых герои преодолевают свою застенчивость и заявляют о себе, отстаивают свои границы.
Желательно, чтобы в работу психолога с ребёнком были привлечены родители . Альянс психолога и родителей – это залог успешного завершения работы психолога с ребёнком.
Ютуб канал Психологического центра на Волхонке
Мы ответим в течение рабочего дня.
Если вы хотите записаться на прием в ближайшее время – позвоните пожалуйста по номеру:
+7 (495) 646 77 33