+7 (495) 646 77 33
Мы готовы услышать Вас и понять, быть на Вашей стороне в сложной жизненной ситуации, и использовать все наши знания и профессиональный опыт, чтобы работать в ваших интересах.
Как выбрать специалиста?
Психологи высшей категории, кандидаты наук
Средний стаж каждого специалиста
Центр Москвы или онлайн - без выходных

Страх сепарации и симбиотический характер, созависимое поведение

Этой статьей мы открываем цикл, который будет рассказывать о проблемах становления личности, которые связаны с возможностью маленького ребенка проявлять себя, свои эмоции и потребности и реакцией окружения (прежде всего мамы) на это проявление. И речь пойдет о трех типах характеров: симбиотический, нарциссический и мазохистский. И, конечно, поговорим как формируются созависимое поведение.

Как формируются личности склонные к созависимым отношениям.

Людей c таким характером объединяет их использование родителями для реализации собственных потребностей. Такая реализация делает невозможным четкое установление психологических границ между собой и другими людьми, поскольку требования родителей накладываются на желания личности, приводя к путанице. Люди с этими характерами часто не могут точно установить, кто хочет того или другого. Родитель или сам человек. И у человека возникает вопрос «кто я?».

Если мы начинаем говорить о симбиотической личности, то мы говорим о стадии развития, через которую проходят все дети. Мы все живем первые месяцы в своей жизни в симбиозе со своей мамой, которая обеспечивает наши потребности. Но приходит момент, когда ребенок научается ходить, что приводит к возможности удаляться от мамы и изучать мир, которой до определенного момента не было.

Ребенок начинает изучать свое окружение. Происходит это в периоде от 10 до 15 месяцев. И, конечно, ему тяжело удаляться, если мир буде для него небезопасен. Поэтому ребенок ищет некоторый сигнал от родителя на свое удаление. Вот тут и начинается самое интересное с точки зрения формирования симбиотического характера. Если родитель оказывается слишком тревожным и очень эмоционально реагирует на удаление ребенка, то ребенок делает вывод, что ему что-то угрожает раз родитель так волнуется. Отсюда и желание оставаться рядом с родителем и ограничить свою самостоятельность.

Другим примером может быть, когда родитель прямо запрещает отходить от себя, руководствуясь своим страхом. Ребенок снова ощущает, что такое самостоятельное поведение не поощряется родителями, а нахождение рядом и зависимость поощряются.

Созависимое поведение во взрослой жизни.

И такое решение находит последствие уже во взрослой жизни человека. Человек формирует собственное ощущение личности только в контакте с другими людьми. Это означает, что он будет тем, чем его считают. Проблема фальшивой личности мы рассмотрим подробнее в статье о нарциссическом характере личности.

Такие люди имеют сложности с формулирование собственных потребностей и желание в жизни. А без присутствия другого могут испытывать большое чувство одиночества и потерянности. А еще страх от ощущения собственной пустоты. От таких людей можно услышать убеждение о необходимой значимости идентичности и одинаковых интересов в отношениях как некоторого идеала. Они очень чувствительны к желаниям партнера и их удовлетворению.

Путаница с личностными границами приводит и к другим последствиям. Человек перестает различать кто и за что отвечает. В связи с этим он может брать на себя много ответственности или вины или, наоборот, говорить, что во всем виноваты внешние обстоятельства и факты. Еще интересны выводы и мысли, которые такой человек формирует в голове и которые Вы можете от таких людей услышать. Вот несколько: «Я ничто без тебя», «Ты отвечаешь за меня», «Я не могу быть счастливым, если партнер несчастен» и очень жесткое «Я не смогу жить без тебя».

Подходящей рекомендацией для таких личностей является предложение осознать свои желания и потребности и мысли, что проявление своих желаний и потребностей не всегда должно конкурировать с чужими потребностями. А значит, нет смысла выбирать какие желания выполнять. Можно быть счастливыми и вместе, и по отдельности.

Ютуб канал Психологического  центра на Волхонке

Ютуб канал Дениса Каменского

Какими бывают пары? Видео Дениса Каменского о различных типах взаимоотношений.

Статьи психологов 

Семейные психологи нашего Центра

Популярные статьи
Записаться на прием













    Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав чашка.

    Спасибо! Ваш запрос получен

    Мы ответим в течение рабочего дня.

    Если вы хотите записаться на прием в ближайшее время – позвоните пожалуйста по номеру:

    +7 (495) 646 77 33
    Приезжайте на
    консультацию
    ул. Волхонка, д. 6, стр. 5, Москва
    Психологический Центр работает:
    по будним дням - с 10.00 до 21.00,
    по выходным и праздничным дням - с 10.00 до 18.00