+7 (495) 646 77 33
Психологический Центр на Волхонке
Мы готовы услышать Вас и понять, быть на Вашей стороне в сложной жизненной ситуации, и использовать все наши знания и профессиональный опыт, чтобы работать в ваших интересах.
Как выбрать специалиста?
Психологи высшей категории, кандидаты наук
Средний стаж каждого специалиста
Центр Москвы или онлайн - без выходных

Психическая травма

Раз уж мы постоянно разговариваем о детской травме и о том, какое действие она оказывает на человека, думаю имеет смысл определиться и с понятием психическая травма. Поскольку часто говорят, что, например, мне мама редко давал грудь и я получила травму. Или моя мама часто мыла мне попу, я получил травму и теперь я анальная личность.

Но как мы понимаем травма травме рознь. И дефицит чего-то не означает полное отсутствие. Для понимания различия в травмах и их влияния на личность было введено два понятия: инфантильная травма и травма развития

Инфантильная психическая травма

Начнем с инфантильной травмы. Заодно поймем почему оставлять новорожденного ребенка плакать в надежде, что поплачет и успокоится – плохая идея. Самое главное, что надо нам понять, так это то, что травма связана с аффектом. С точки зрения психоанализа это связано с тем, что наша психика защищается, вытесняя аффект. Потому что именно аффект доставляет нам дискомфорт в виде ощущаемого напряжения. Хорошо, если мы можем сбросить этот аффект (закричав, убежав, нападая и прочее). Но иногда он бывает такой силы или обстоятельства могут быть такими, что выразить его или сбросить мы не можем. Тогда психика защищается как может. Невротики вытесняют аффект, а пограничники расщепляют образ, чтобы аффект не осознавать, в принципе. И Вы сейчас поймете почему так происходит с невротиками и пограничниками.

Развитие аффекта

Нормальное развитие аффекта в психоаналитическом понимании заключается в прохождении трех этапов.

  1. Аффект отделяется от соматики или от тела.
  2. Неудовольствие дифференцируется.
  3. Аффект получает название.

А теперь что это означает. Соединение соматики и тела. Когда ребенок рождается, то аффект не отделяется от тела. То есть ребенок хочет есть и злиться срастается в одно. Проголодался – разозлился, поел – злость ушла. Очень похожая схема на реакцию животных, которые злятся ровно столько сколько скалят зубы. Примером у взрослых людей соединения тела и аффекта является такие афоризмы как «руки похолодели». Он в данном случае заменяет опознание страха. То есть мы чувствуем телом аффект.

Далее неудовольствие дифференцируется. Это означает, что младенец не различает негативные эмоции как разные. Он чувствует, что плохо. Я встречал клиентов, которые будучи взрослыми плохо ориентируются в эмоциях. Это может указывать на то, что психическая травма относится к очень раннему периоду его жизни, если брать принцип фиксации на периоде травмы.

И третьим этапом является название эмоций. Они получают названия на языке.

Роль матери в формировании психической травмы

И теперь мы поговорим о роли матери в эволюции аффекта. Роль матери, говоря штампами, сложно переоценить. Она служит тем объектом, который снимает аффективное напряжение ребенка. А теперь почему не надо оставлять новорожденного поплакать, чтобы он успокоился. Так вот крик ребенка означает сигнал об аффективном напряжении, которое подходит к порогу, когда оно требует устранения. И «достаточно хорошая мать» в этот момент угадывает желание ребенка. То есть меняя пеленку мама снимает гипернапряжение с психики ребенка. И она всегда реагирует, когда младенец «переполняется» эмоционально. Ребенок, получая поддержку и заботу от матери становиться все более терпеливым к возникающим аффектам, зная, что мама придет и поможет. Он тренируется. Потом мама помогает снимать напряжение, называя аффект, позволяя выносить все более сильный аффект, говоря «я понимаю, что ты злишься, потому что хочешь есть, но потерпи еще часок, я уже готовлю». Так формируется базовое доверие через мать.

Что происходит с ребенком в стрессе

А теперь представим, что мы оставляем ребенка надолго одного в аффективном напряжении. Он плачет, и никто не подходит значимо длительное время. У ребенка возникает биотравмирующая ситуация. Он эмоционально перенапряжен, а неудовольствие не разряжается. Описался и никто не меняет пеленку. Оставление в данном случае приравнивается к смерти. Ребенок не осознает это когнитивно, он понимает это на каком-то другом уровне. И младенец замолкает и засыпает. Это биологическая ситуация выключения сознания в связи с невозможностью переносить происходящее. Поэтому люди в депрессии так часто и много спят. Такое отключение получило название защитный клапан младенца. И пока родители радуются тому, что «победили» ребенка, он получает психическую травму.

Ребенок, конечно, не умрет. Но у него происходит модификация чувства удовольствия, которое достигается путем избегания неудовольствия. То есть человек получает удовольствие от того, что не получает неудовольствие. А совсем оставленные младенцы умирают засыпая. Кляйн описывала ситуации, когда дети, получающие еду и гигиенический уход умирали, не имея общения с матерью или фигурой ее замещающей. Это еще можно назвать психогенной смертью. В человеке, получившем такую травму начинает преобладать влечение смерти, которое направлено не на получение удовольствия от жизни, а на достижение спокойствия, которое может быть абсолютно достигнуто лишь в случае смерти. Отсюда выражение «умереть от страха». Биологическая реакция, направленная на разрядку аффекта страха.

Влияние травмы тем сильнее, чем раньше произошло травмирующее событие. Связано это с тем, что психический аппарат с момента рождения находится в развитии. И чем раньше произойдет отклонение в развитии, тем больший путь по аномальной траектории будет пройден. Поэтому психическая травма взрослого человека хотя и несет деструктивные последствия для психики, она не меняет саму психику.

Травма развития

А теперь травма развития. Травма развития связана с дефицитом чего-либо. И дефицит будет влиять на особенности личности и фиксации на стадии развития. Так появляются анальные, оральные и фаллические личности. Но их мы относим к здоровому спектру невротиков, поскольку дефицит не означает отсутствия чего-либо.

Поэтому можно предполагать, что инфантильная травма приводит к формированию пограничных и психотических личностей. А травмы развития в общем случае – невротических.

Ютуб канал Психологического  центра на Волхонке

Ютуб канал Дениса Каменского

Какими бывают пары? Видео Дениса Каменского о различных типах взаимоотношений.

Статьи психологов 

Семейные психологи нашего Центра

Популярные статьи
Записаться на прием












    Спасибо! Ваш запрос получен

    Мы ответим в течение рабочего дня.

    Если вы хотите записаться на прием в ближайшее время – позвоните пожалуйста по номеру:

    +7 (495) 646 77 33
    Приезжайте на
    консультацию
    ул. Волхонка, д. 6/5, Москва
    Работаем без выходных с 10 до 22