+7 (495) 646 77 33
Психологический Центр на Волхонке
Мы готовы услышать Вас и понять, быть на Вашей стороне в сложной жизненной ситуации, и использовать все наши знания и профессиональный опыт, чтобы работать в ваших интересах.
Как выбрать специалиста?
Психологи высшей категории, кандидаты наук
Средний стаж каждого специалиста
Центр Москвы или онлайн - без выходных

Личностные адаптации. Пограничники и Нарциссы. Часть 2. “Пограничники”.

Сегодня говорим о симптомах пограничной личности

Для начала, пограничная организация личности и пограничное расстройство личности – это термины не эквивалентны. Пограничная организация личности, на мой взгляд включает в себя пограничное расстройство. Связано это с тем, что пограничник для психолога – это личность в континууме от более функциональной до менее функциональной. Диагноз в психиатрии имеет четкие критерии – если есть пять признаков, то пограничное расстройство, если нет – то нет. Психолог может говорить о «большей пограничности» или «меньшей пограничности», а врач нет. Поэтому будьте аккуратны, когда ставите диагнозы себе.

Приведу цитату из DSM. «Для диагностики необходимо наличие, кроме общих критериев расстройства личности, пяти (или более) из следующих признаков:

  1. Склонность прилагать чрезмерные усилия с целью избежать реальной или воображаемой участи быть покинутым.
  2. Склонность вовлекаться в интенсивные, напряжённые и нестабильные взаимоотношения, характеризующиеся чередованием крайностей — идеализации и обесценивания.
  3. Расстройство идентичности: заметная и стойкая неустойчивость образа или чувства Я.
  4. Импульсивность, проявляющаяся как минимум в двух сферах, которые предполагают причинение себе вреда (например, трата денег, сексуальное поведение, злоупотребление психоактивными веществами, нарушение правил дорожного движения, систематическое переедание).
  5. Рецидивирующее суицидальное поведение, намёки или угрозы самоубийства, акты самоповреждения.
  6. Аффективная неустойчивость, очень переменчивое настроение.
  7. Постоянно испытываемое чувство опустошённости.
  8. Неадекватные проявления сильного гнева или трудности, связанные с необходимостью контролировать чувство гнева.
  9. Преходящие вызываемые стрессом параноидные идеи или выраженные диссоциативные симптомы».

Основываясь на теории Малер, которая выделяет четыре фазы развития младенца-ребенка (нормальный аутизм, симбиоз и сепарация-индивидуация), мы предполагаем, что человек с пограничным расстройством личности имеет нарушения на стадии сепарации-индивидуации.

Для того, чтобы понять, как влияют нарушения на формирование пограничности надо рассмотреть процессы, которые проходят на этой стадии. Начинается эта фаза в 5 месяцев и заканчивается в 3 года. Начинается фаза с того, что ребенок уже достаточно здоров, набрался сил и регулирует тревоги, чтобы у него появился интерес к окружающему миру. И тогда у него появляется огромное желание исследовать его. Которое на первом этапе сдерживается в значительной мере страхом потерять защиту родителя, которую он имел в стадии симбиоза.

Но желание исследовать мир настолько велико, что он начинает в конце концов отходить от родителя, возвращаясь, чтобы подзаправиться едой и поддержкой, когда он устает. Радиус действия ребенка в мире все расширяется, но при этом у него формируется уверенность в возможности получить поддержку и позитивное отношение к миру. Все это возможно, если родитель был достаточно терпелив и заботлив к ребенку, а главное, доступен. Постоянное движение от родителя к родителю, кроме того, формирует толерантность к разлукам. И тогда всю жизнь человек испытывает уверенность в безопасности мира и достаточно психологически устойчив к травмам расставания с партнером. Они не являются для него катастрофой.

Теперь посмотрим, что происходило у людей с пограничным расстройством личности. Как мы уже понимаем, родитель у таких людей, как раз, не был источником поддержки в изучении мира. А тут уже мы выделяем два варианта. Первый вариант – он недоступен, что сковывает ребенка в желании исследовать мир (родитель болеет, отсутствует). Второй вариант – он не дает ребенку сепарироваться, ругая того, когда тот уходит или делает что-то самостоятельно. То есть ребенок хороший тогда, когда он вместе с родителем.

Важный момент, что ребенок и не тренирует процесс приближения-удаления. Что делает процесс сепарации невыносимым уже во взрослом состоянии. Пограничники абсолютно не выносят сепарационный стресс. Причина номер один – они не тренировали этого. Причина номер два – они сразу «плохие». Вот с чем связано переживание глубочайшего чувства вины и самонападок таких людей при расставании. Кроме того, у таких людей формируется, как сказали бы когнитивщики», катастрофические установки. В самом деле, если у Вас не было в детстве возможности потренироваться с возвратом к родителю, увидеть, что он на месте и никуда не денется, то любое расставание заканчивается фантазиями о том, что человека нет совсем. Расстались и он исчез.

При этом внутренний родитель, который расщеплен на «хорошего» и «плохого», в своей «хорошей» части поощряет за симбиоз и ругает за сепарацию в своей «плохой» части. Из интересного: высокофункциональные пограничники цепляются за отношения и бояться, что их бросят. Низкофункциональные бояться поглощения и слияния с другими людьми, поэтому при условно нормальных отношения будут склонны испытывать желание отстраниться и выйти из них. Им нужна дистанция. Иногда они меняются способами поведения. Но, в целом, мы увидим сложности с выбором дистанции. Им сложно найти компромисс между симбиозом и одиночеством.

Ютуб канал Психологического  центра на Волхонке

Ютуб канал Дениса Каменского

Какими бывают пары? Видео Дениса Каменского о различных типах взаимоотношений.

Статьи психологов 

Семейные психологи нашего Центра

Популярные статьи
Записаться на прием












    Спасибо! Ваш запрос получен

    Мы ответим в течение рабочего дня.

    Если вы хотите записаться на прием в ближайшее время – позвоните пожалуйста по номеру:

    +7 (495) 646 77 33
    Приезжайте на
    консультацию
    ул. Волхонка, д. 6/5, Москва
    Работаем без выходных с 10 до 22