Удивительно, но даже сегодня многие люди не обращают внимание на эмоции или, как говорят психологи, расщепляют мысли, поведение и эмоции. Вешают эмоции в какой-то вакуум. Их испытываешь и все. Так положено. Но у эмоций можно выделить, как минимум, две функции – сигнальную и социальную.
Сигнальная указывает нам на то, что происходящее вокруг для нас что-то значит. Угрожающее – страх, противоречащее нашим интересам – гнев, утрата чего-то – печаль. Поэтому в терапии бывают моменты, когда мы разгадываем суть происходящего именно через эмоции. Представление можно скрыть, но чувство скрыть нельзя.
Социальная функция помогает нам общаться с другими людьми. Если мы злимся, то повышаем голос, краснеем, учащенно дышим. Все эти признаки указывают нашему окружению на то, что происходящее нас не устраивает и следует прекратить происходящее. Хотя бы для того, чтобы его обсудить. Если же Вы спокойны, значит, все ОК. Можно продолжать действие. Интересным представляется факт, что в психоанализе нет понятия эмоции и чувств. Есть понятие аффекта. То есть чувство – это всегда момент внутреннего напряжения или аффект. А далее, в зависимости от интенсивности и качества, различают аффект гнева, аффект страсти, аффект радости. И только аффект страха стоит особняком. Про него лучше посмотреть видео на моем канале https://youtu.be/zb9oFvBYWa4.
Дам ответ и на еще один интересный вопрос – чем отличаются чувства и эмоции. Чувства в отличие от эмоций носят более продолжительный характер.
Поговорим о злости, гневе и агрессии. Сразу скажу, что хотя существуют классификации, где гнев и злость как эмоции стоят отдельно, для меня они существуют как синонимы. Они рознятся не по степени чувства, как можно было предположить. Злость и гнев рознятся по степени рефлексии. Я чувствую аффект гнева сильнее и слабее. Как звук, который можно сделать громче или тише. Интересное в аффекте гнева заключается в том, что многие люди бояться его и считают необходимым не проявлять гнев. Он находиться под запретом и относится к категории недостойных и опасных.
И, в результате, Вы можете увидеть такую историю. У человека поднимается давление, он краснеет. Но говорит с каменным лицом и спокойным тоном. Как люди обучаются подобному поведению? Обычно в семье подобных людей не приветствуется проявление гнева. Причина – гнев слишком пугает. За страхом перед аффектом гнева стоит, например, детская история про пьяницу отца. Тот напивался и вел себя абсолютно неадекватно. Бросался на людей, орал, дрался. И вот семья решает, что подобное поведение недостойно. И гнев запрещается. Потому что, если ты злишься, ты начнешь делать, как делал твой отец. Но отец не гневался, а проявлял агрессию. То есть отреагировал пьяный гнев на людей. Таким образом мы подходим к разнице между гневом и агрессией. Гнев проявлять можно. Он неразрушителен. Агрессию нельзя. Она имеет последствия.
Теперь немного о рэкетных чувствах. Очень интересный феномен, когда человек чувствует, не то, что чувствует. В практике психолога достаточно часто встречается следующая ситуация. Клиент постоянно гневается. По поводу и без. В ходе работы выясняется, что он гневается, когда возникают пугающие его ситуации. Поэтому он сначала испытывает чувство страха, которое тут же покрывает гневом. Как может формироваться привычка? Маленький мальчик прибегает к родителям в испуге и рассказывает, что его побили мальчишки. Родители говорят, что это недопустимо и позорно бояться. Будущие мужчины не бояться ничего. «Иди и дай всем в нос» – говорят они. Мальчик не был принят в своем страхе. Идет и получает в нос еще раз. Теперь родители гордятся им. Он не испугался. Эмоция страха попадает в раздел запрещенных. А мальчик теперь, когда боится начинает гневаться. Неадекватно, но внутренний родитель доволен. Мальчик соответствует высоким стандартам своей семьи.
А теперь к вопросу как бороться с гневом близких, родственников и собственным. И ответ несколько неожиданный – присоединиться. А это как? Это значит, что, когда человек гневается – сказать ему, что он имеет на это право, потому что, например, люди несправедливо отнеслись к нему, не поняли его. Сказать, что Вы бы тоже гневались в такой ситуации. И тогда Вы становитесь эмпатичным собеседником для человека. Но при этом не врите. Выберите подходящий ответ. В конце концов, мы имеем право на злость, когда что-то идет не так. Плохой вариант – обесценивать злость. Пример такого плохого варианта: «Не злись это того не стоит». Уважайте и собственную злость в себе. Обесценивание никому не идет на пользу.
Еще больше об эмоциях смотрите на моем Ютуб канале «Денис Каменский» и канале «Психологический Центр на Волхонке».
Смотреть все статьи специалистов нашего Центра
Наш канал на YouTube
Мы ответим в течение рабочего дня.
Если вы хотите записаться на прием в ближайшее время – позвоните пожалуйста по номеру:
+7 (495) 646 77 33