+7 (495) 646 77 33
Психологический Центр на Волхонке
Мы готовы услышать Вас и понять, быть на Вашей стороне в сложной жизненной ситуации, и использовать все наши знания и профессиональный опыт, чтобы работать в ваших интересах.
Как выбрать специалиста?
Психологи высшей категории, кандидаты наук
Средний стаж каждого специалиста
Центр Москвы или онлайн - без выходных

Ребенок жалуется, что его обижают в детском саду. Четыре взгляда на ситуацию

Вике 5 лет. Симпатичная девочка, умная, воспитанная, немного медлительная. В садик Вика пришла в прошлом году осенью. В детский коллектив входила очень осторожно, присматривалась. Через какое-то время адаптировалась, появился друг. Никогда не жаловалась, что ее обижают в детском саду. У воспитателей не было сложностей во взаимодействии с ребенком.

Ребенок жалуется. Помощь психолога

После летнего перерыва к психологу детского сада обратилась воспитатель Вики. Девочка «написала» письмо Антонине Петровне. Точнее, она продиктовала бабушке, что очень уважает детский сад. Но далее он пожаловалась, что ее обижают в детском саду: «Марина боксирует, а Полина обзывает» – и что детскому саду надо срочно принять «правила хорошего поведения». Письмо Антонине Петровне Вика вручила лично. Воспитатель очень расстроилась и сразу пошла к педагогу-психологу за помощью. Она сказала, что это неправда, в группе всегда хорошая дисциплина. По ее словам письмо от воспитанников она получает впервые за 20 лет работы.

Педагог-психолог Елена Николаевна очень посочувствовала воспитателю. Ситуация была из разряда неприятных. Она решила поговорить с мамой Вики и поддержать Антонину Петровну. Ведь Елена Николаевна хорошо знает Вику. Она периодически наблюдает за детьми во время занятий и игр и ничего такого, о чем сообщает Вика, не замечала. Во время беседы с мамой Елена Николаевна предположила, что есть проблемы в семье. Ведь в садике у ребенка все хорошо. В результате мама растерялась и рассердилась, ребенок замкнулся. Антонина Петровна на всех обиделась.

Как видит ситуацию ребенок. Похоже, что Вика очень чувствительный, «тонкокожий» ребенок. Нормативное поведение ровесников, когда кто-то оттолкнул и встал вперед, не дал игрушку, не приняли в игру, воспринимается как агрессия. Вика не может атаковать и приносит письмо воспитателю. И это означает доверие с ее стороны. Девочка просит помощи и поддержки у любимой воспитательницы. Этот человек в ее глазах идеал справедливости и доброты. Но Антонина Петровна не замечает, как плохо Вике. Это чудовищное недоразумение, с точки зрения ребенка. Недоразумение Вика решила исправить с помощью письма.

Как помочь ребенку. Вике нужны индивидуальные занятия с психологом. В безопасной атмосфере она сможет проигрывать свои переживания. Можно было бы похвалить и поблагодарить Вику за то, что она сообщила как ей трудно. «Спасибо Вика, что ты написала это письмо! Ты большая умница, что стараешься разобраться в ситуации. Это очень хорошо, что ты рассказала, как тебе трудно. Благодаря этому мы сможем сделать так, чтобы трудности ушли».

Как видит ситуацию воспитатель. Антонина Петровна восприняла письмо Вики как нападение. С точки зрения воспитателя, в группе появился «опасный» ребенок. Возникла возможность того, что родители Вики могут написать жалобу в департамент образования. Опасения усиливает неприятный опыт наказания и недовольства со стороны начальства. Он есть у каждого человека. Кроме того, у Антонины Петровны могло возникнуть и чувство стыда. Ведь она не справилась со своими обязанностями. Ребенка обижают в детском саду. Страх и стыд – неприятные чувства. От них хочется избавиться. Психика защищается, отрицает проблему. Именно этим объясняется такая эмоциональная и негативная реакция. Это самозащита вместо попытки помочь Вике и понять ее.

Как помочь воспитателю. Важно показать воспитателю, что ребенок и не думал нападать. Наоборот – Вика очень доверяет Антонине Петровне и нуждается в ее внимании. Она написала письмо, потому что ждала помощи воспитателя.

Как видит ситуацию мама. Мама тревожится за своего ребенка. Она не знает, что на самом деле происходит в детском саду, и не может это проконтролировать.

Как помочь маме. Можно было бы пригласить маму в союзники. Конечно, в семье что-то негативное происходит – как и во всем мире. Задача педагога-психолога не обнаруживать, кто в чем виноват. Его задача – разделять ответственность с людьми, которые попали в сложную ситуацию. Елена Николаевна поступит грамотно, если покажет маме, что она заинтересована ребенком. И она старается помочь. Нужно рассказать о психологических особенностях ребенка – чувствительности. Кроме этого, следует объяснить, что Вике помогут занятия с психологом. После этого важно выслушать маму. Потому что необходимо прояснить ситуацию в семье. При этом гарантировать конфиденциальность.

Формулировки письма, например, рекомендации принять «правила хорошего поведения», могут указывать на «помощь» и активное участие бабушки в жизни Вики. Интересно прояснить в разговоре с мамой вопрос о влиянии бабушки на воспитание ребенка. Затем можно пригласить бабушку для беседы и показать, что ее внучка в детском саду находится под присмотром взрослых. Ей помогут справиться с ситуацией.

Как психологу точнее оценить ситуацию. Нужно помнить, что дошкольнику не хватает зрелости, чтобы выразить свое внутреннее состояние. Порой это напоминает картину В.В. Кандинского, которую взрослый должен разгадать. Задача взрослого – сформировать у ребенка чувство, что его хотят услышать и понять. Когда взрослый пытается понять, что происходит с ребенком, для ребенка это уже само по себе целительный процесс. С возрастом образ понимающего взрослого станет частью внутреннего мира. Это даст возможность человеку понимать самого себя.

В чем заключалась задача психолога. Елена Николаевна поможет  участникам конфликта,  выстраивая  между ними поле для диалога. Это основная задача психолога. Важно помнить, что все хотят быть понятыми. Необходимо стараться найти зоны, где конфликтующие стороны могли бы услышать друг друга.

Смотреть все статьи специалистов нашего Центра

Наш канал на YouTube

Наталья Семенова детский психолог

Наталья
Семёнова

Аналитический психолог, клинический психолог
Стаж: Более 20 лет
Образование: Московский институт аналитической психологии и психоанализа
Популярные статьи
Записаться на прием












    Спасибо! Ваш запрос получен

    Мы ответим в течение рабочего дня.

    Если вы хотите записаться на прием в ближайшее время – позвоните пожалуйста по номеру:

    +7 (495) 646 77 33
    Приезжайте на
    консультацию
    ул. Волхонка, д. 6, стр. 5, Москва
    Психологический Центр работает:
    по будним дня - с 10.00 до 21.00,
    по выходным и праздничным дням - с 10.00 до 18.00