+7 (495) 646 77 33
Мы готовы услышать Вас и понять, быть на Вашей стороне в сложной жизненной ситуации, и использовать все наши знания и профессиональный опыт, чтобы работать в ваших интересах.
Как выбрать специалиста?
Психологи высшей категории, кандидаты наук
Средний стаж каждого специалиста
Центр Москвы или онлайн - без выходных

Консультация психолога: Случаи из практики. Ребенок боится заданий и выступлений

Света, 6,5 лет. Ходит в подготовительную группу детского сада с сестрой-близнецом Катей. Света активная, веселая, любит играть в игрушки. Но, когда начинаются занятия, у Светы портится настроение. Ребенок боится заданий и выступлений. Если воспитатель Мария Николаевна настаивает на выполнении задания, девочка начинает рыдать. То же происходит на музыкальном занятии и во время выступлений перед родителями. К педагогу-психологу обратилась мама после открытого занятия, во время которого девочка расплакалась.

Мама рассказала, что Света занимается бальными танцами, как и сестра-близнец. Девочка с удовольствием ходит на занятия, но во время конкурсных выступлений может остановиться посреди танца, закрыть лицо руками и плакать. У сестры таких проблем нет. Катя общительная и любит быть в центре внимания.

Педагог-психолог рекомендовала маме и воспитателю не сравнивать детей, сказала о повышенной чувствительности Светы, пригласила ее на индивидуальные занятия. Там девочка играла, была веселой, но в группе по-прежнему отказывалась от заданий и плакала.

Проведем супервизию работы педагога-психолога:

Как видит ситуацию ребенок?

Света может чувствовать, что не соответствует ожиданиям взрослых, не выдерживает конкуренции с сестрой и сверстниками. Это может пугать ее, вызвать страх быть отверженной. Девочка постоянно в напряжении, ждет оценки, чувствует, что от нее ждут результат. Недаром она отказывается что-то делать на публике и в группе.

Как помочь ребенку?

Важно, чтобы Света поняла, что люди разные. Кто-то быстрый, кто-то медленный, кто-то любит выступать перед большим количеством людей, а кому-то достаточно одного собеседника. В этом нет ничего плохого. Также нужно было проработать сюжеты: «Когда мама волнуется, то и дочка может начать волноваться», «Мне может быть страшно, когда мама беспокоится». Это помогло Свете понять, что это мама тревожится, а она чувствует что-то другое. Педагог-психолог не учла в работе со Светой, что эмоции ребенка дошкольного возраста зависят от эмоций и ожиданий мамы.

Как видит ситуацию воспитатель?

Воспитатель бессознательно присоединилась к ожиданиям мамы. Катя успешна, и Мария Николаевна стала требовать от Светы того же. Кроме того, это подготовительная группа, и воспитатель ждет от детей результатов, которые можно показать.

Как помочь воспитателю?

Нужно объяснить воспитателю, что психологический возраст ребенка не всегда соответствовует биологическому. Даже у близнецов он может быть разным. Важно не пугаться слез, не злиться, не заставлять делать задание. Помнить, что, когда взрослые начинают активно успокаивать, это может повысить тревогу у ребенка. Игнорировать его переживания тоже нельзя. Воспитатель может сказать: «Я вижу, ты расстроилась, плачешь. Тебе плохо? Поплачь немножко, а когда успокоишься, я помогу тебе с заданием».

Как видит ситуацию мама?

Рождение близнецов – событие, которое умножает не только радости, но и тревоги и заботы родителей. Мама не способна выдерживать эмоции Светы. Она не принимает ее неуспешность, неготовность выступать перед публикой, конкурировать.

Как помочь маме?

Важно побудить маму размышлять о своем состоянии, поступках, прошедших событиях. Объяснить, что дети чувствуют страхи и тревоги родителей. Можно спросить, что было, когда родилась Света? Были ли опасения за ее жизнь, развитие? Возможно, мама в тревоге про себя сравнивает Свету не только с сестрой, но и с другими детьми. Отсюда завышенные ожидания, попытки оценивать. Можно объяснить: «Все дети боятся, что у них что-то не получится, это нормально».

Педагог-психолог: Как оценить ситуацию?

Педагог-психолог дала правильную информацию воспитателю и маме. Но только информировать недостаточно. Нужно работать над тем, чтобы убрать чувство тревоги у родителей. Тогда ребенок тоже будет спокоен и начнет стремиться к новым знаниям и опыту.

Какая задача была у педагога-психолога?

Задача – стимулировать родителей к размышлению над ситуацией. Нужно учить их связывать свои чувства с прошедшими событиями и с тем, что может чувствовать ребенок.

Посмотреть все статьи специалистов нашего Центра

Наш канал на YouTube

Наталья
Семёнова

Детский и подростковый психолог, клинический психолог
Стаж: Более 20 лет
Образование: Московский Государственный Открытый Педагогический Университет
Популярные статьи
Записаться на прием












Спасибо! Ваш запрос получен

Мы ответим в течение рабочего дня.

Если вы хотите записаться на прием в ближайшее время – позвоните пожалуйста по номеру:

+7 (495) 646 77 33
Приезжайте на
консультацию
ул. Волхонка, д. 6/5, Москва
Работаем без выходных с 10 до 22