Время от времени каждый думающий человек пересматривает свои внутренние точки опоры, свое отношение к миру, смысл жизни. Импульс к размышлениям порождают обычно чувство неудовлетворенности, дискомфорт, внутренний конфликт. Чем масштабнее перемены, которые хочет произвести человек, тем серьезнее необходимая работа и тем сложнее найти точные ответы на непростые вопросы. Пример такой работы мы и приводим, полагая, что он будет интересен и полезен многим.
Мысли вслух
“Что-то неправильно идет в моей жизни… Не столько внешне, сколько внутренне. Я уперся в исправление негативного (в работе, в личной жизни, во взаимоотношениях с родителями) и упускаю позитив. Мир моих переживаний – мрачный: тревоги, сожаления, раздражение… Я занимаюсь тем, что пытаюсь поменять “цвета” моего внутреннего мира через изменения во внешнем мире, запуская новые проекты, заводя новые знакомства и так далее. Но внешний мир – инертный, сложный; в нем экономический кризис, в нем другие люди, которые живут по-своему…”
Комментарии
Концентрация клиента на негативе на самом деле не случайна, хотя он и не видит первопричины. Когда начался кризис, он потерял работу, и вот в те, очень тяжелые месяцы, когда под угрозой оказались базовые потребности, и появилась особая чувствительность к мрачной стороне жизни: неудачам, опасностям, поражениям… И все ещё продолжается по инерции.
Мысли вслух
“А жизнь проходит, и ощущений радости в ней мало, только проблески да эпизоды… Грустно, что так. Грустно потому, что по “Списку Робинзона” в графе “Хорошо” есть много разного: друзья, увлечения, достижения в профессии, финансовая обеспеченность, а ещё – книги, фильмы, музыка и так далее. Что же мне делать с собой? Не опять снаружи, а с собой?.. Поменять отношение к тому, что в моей жизни есть?.. Поменять отношение к тому, чего в моей жизни нет?.. Я живу как-то неправильно, но не в смысле внешних действий, а в смысле переживаний и отношения к происходящему. Я во всем вижу экзамены, трудности, напряги, неудачи, отказы – и из них состоит моя жизнь. Когда я в очередной раз сталкиваюсь с проблемой, мне ночью снится один и тот же сон: я – школьник, стою у доски на уроке математики и не знаю, как решить уравнение…”
Комментарии
Как справедливо утверждают современные исследователи сновидений, для каждого человека нужно составлять его собственный персональный сонник. У нашего клиента чувство беспомощности перед жизненной проблемой ассоциируется с нерешаемым математическим уравнением. Печально, что это чувство он переживает часто, но ещё печальнее, что не приходит понимания того простого и очевидного факта, что учеба в школе давно уже закончилась, и идет большая Жизнь, в которой трудности по сути своей отличаются от школьных задач.
Мысли вслух
“Как мне поменять то, что происходит в душе? Благодарить по ;утрам Судьбу за все хорошее? Благодарить тех, кто помогал мне на жизненном пути? Практиковать позитивное мышление? Как радоваться тому, что есть? Представить, что чего-то нет, почувствовать, как плохо мне было бы, а потом “вспомнить”, что оно у меня есть и порадоваться? Увидеть положительную сторону ситуации? Ведь стакан всегда наполовину пуст, а наполовину полон, и сверху именно пустота, то есть сначала я вижу пустоту, но нужно же смотреть дальше…”.
Комментарии
Идет попытка найти решение (новый взгляд на жизнь) среди известных клиенту техник и приемов. Вообще говоря, они – хорошие, о них рассказывают на тренингах, рекомендуют для самостоятельного выполнения. Но главный вопрос психотерапевтической работы таков: что поможет именно данному конкретному человеку? Судя по всему, ему придется продолжить свой поиск.
Мысли вслух
“Мне нужно каким-то образом поменять отношение к сложным ситуациям: вместо экзамена и контрольной работы видеть что-то другое: шанс для развития, тренинг, исследование, приключение, знак, послание, подсказку, тайну, ребус, головоломку, испытание, вызов, паззл, пасьянс… Творческое задание от жизни… Задачу на жизне-творчество… Поиск гармонии… Создание красоты… Самораскрытие… Получение удовольствия от чего-то… Но что именно из этого списка самое правильное? Может быть, если я изменю отношение к тревожащим меня ситуациям, то жить станет радостнее само собой, без каких-либо специальных практик позитивного мышления? Как же мне эти идеи воплотить в жизни? Вот попадаю я в неприятную для меня ситуацию, и говорю себе: это не “контрольная работа”, а про что это? Ведь всегда, в любых обстоятельствах есть возможность прожить, пройти её по-своему, быть самим собой, найти или придать ей особый для меня смысл; найти свое решение, свой подход, свой путь…”
Комментарии
Любопытный момент. Клиент точно определяет, что ключом к проблеме для него является выход из школьного представления о жизни как о бесконечных экзаменах и контрольных работах. И одно из основных различий состоит в бесконечном разнообразии “правильных” ответов на жизненные обстоятельства в отличии от одного-единственного верного ответа на школьную задачу. Но клиент, по инерции стереотипа, уже сгенерив ряд интересных метафор, ищет самую точную, то есть, опять одну-единственную. К счастью, чуть позже клиент осознал повтор устаревшего подхода и остановился на открытом вопросе, открывающем путь к разнообразию жизненных выборов и смыслов.
Завершение работы
Проделанную работу на осознание важно завершить и закрепить техникой, причем её тип (телесно-ориентированная, НЛП, психодрама и тому подобные) зависит от индивидуальных особенностей клиента (и, разумеется, предпочтений психотерапевта). Можно, например, нарисовать круг, символизирующий школьный подход (контрольная работа – правильный/ошибочный ответ – отметка) и выйти, шагнуть из него в большую жизнь… Поскольку в рассматриваемом случае корни проблемы уходят, как это часто бывает, в прошлое (детские и подростковые впечатления), эффективно работает техника перепроживания, которую можно осуществить самостоятельно. Сядьте поудобнее и в расслабленном состоянии представьте себе, как вы, уже взрослый человек, оказываетесь рядом с самим собой в момент окончания школы. Вдвоем выходите на улицу и оглянитесь на школьное здание. Скажите себе-подростку (для которого вы-взрослый являетесь безусловным авторитетом), что школьная учеба – позади навсегда, а впереди – Большая Жизнь, которая устроена по-другому; в ней тоже немало трудностей и сложных задач, но они совсем другие и, главное, решаются они не по-школьному, а совсем иначе. И он научится находить к ним подходы, научится получать опыт, и, конечно же, удовольствие от самореализации. Критерием успешного выполнения этой работы с воображением станет чувство интереса, возможно даже азарта при размышлении о какой-либо актуальной жизненной проблеме. Можно сказать, что вы вызываете в себе состояние, которое как раз подходит для её решения. Расширение спектра таких ресурсных состояний и умение себя в них переводить – очень ценный навык, освоить который, как говорится, никогда не поздно.
Посмотреть все статьи специалистов нашего Центра
Наш канал на YouTube
Мы ответим в течение рабочего дня.
Если вы хотите записаться на прием в ближайшее время – позвоните пожалуйста по номеру:
+7 (495) 646 77 33