+7 (495) 646 77 33
Психологический Центр на Волхонке
Мы готовы услышать Вас и понять, быть на Вашей стороне в сложной жизненной ситуации, и использовать все наши знания и профессиональный опыт, чтобы работать в ваших интересах.
Как выбрать специалиста?
Психологи высшей категории, кандидаты наук
Средний стаж каждого специалиста
Центр Москвы или онлайн - без выходных

Смысл жизни. Жизнь – про что это?

Время от времени каждый думающий человек пересматривает свои внутренние точки опоры, свое отношение к миру, смысл жизни. Импульс к размышлениям порождают обычно чувство неудовлетворенности, дискомфорт, внутренний конфликт. Чем масштабнее перемены, которые хочет произвести человек, тем серьезнее необходимая работа и тем сложнее найти точные ответы на непростые вопросы. Пример такой работы мы и приводим, полагая, что он будет интересен и полезен многим.

Мысли вслух

“Что-то неправильно идет в моей жизни… Не столько внешне, сколько внутренне. Я уперся в исправление негативного (в работе, в личной жизни, во взаимоотношениях с родителями) и упускаю позитив. Мир моих переживаний – мрачный: тревоги, сожаления, раздражение… Я занимаюсь тем, что пытаюсь поменять “цвета” моего внутреннего мира через изменения во внешнем мире, запуская новые проекты, заводя новые знакомства и так далее. Но внешний мир – инертный, сложный; в нем экономический кризис, в нем другие люди, которые живут по-своему…”

Комментарии

Концентрация клиента на негативе на самом деле не случайна, хотя он и не видит первопричины. Когда начался кризис, он потерял работу, и вот в те, очень тяжелые месяцы, когда под угрозой оказались базовые потребности, и появилась особая чувствительность к мрачной стороне жизни: неудачам, опасностям, поражениям… И все ещё продолжается по инерции.

Мысли вслух

“А жизнь проходит, и ощущений радости в ней мало, только проблески да эпизоды… Грустно, что так. Грустно потому, что по “Списку Робинзона” в графе “Хорошо” есть много разного: друзья, увлечения, достижения в профессии, финансовая обеспеченность, а ещё – книги, фильмы, музыка и так далее. Что же мне делать с собой? Не опять снаружи, а с собой?.. Поменять отношение к тому, что в моей жизни есть?.. Поменять отношение к тому, чего в моей жизни нет?.. Я живу как-то неправильно, но не в смысле внешних действий, а в смысле переживаний и отношения к происходящему. Я во всем вижу экзамены, трудности, напряги, неудачи, отказы – и из них состоит моя жизнь. Когда я в очередной раз сталкиваюсь с проблемой, мне ночью снится один и тот же сон: я – школьник, стою у доски на уроке математики и не знаю, как решить уравнение…”

Комментарии

Как справедливо утверждают современные исследователи сновидений, для каждого человека нужно составлять его собственный персональный сонник. У нашего клиента чувство беспомощности перед жизненной проблемой ассоциируется с нерешаемым математическим уравнением. Печально, что это чувство он переживает часто, но ещё печальнее, что не приходит понимания того простого и очевидного факта, что учеба в школе давно уже закончилась, и идет большая Жизнь, в которой трудности по сути своей отличаются от школьных задач.

Мысли вслух

“Как мне поменять то, что происходит в душе? Благодарить по ;утрам Судьбу за все хорошее? Благодарить тех, кто помогал мне на жизненном пути? Практиковать позитивное мышление? Как радоваться тому, что есть? Представить, что чего-то нет, почувствовать, как плохо мне было бы, а потом “вспомнить”, что оно у меня есть и порадоваться? Увидеть положительную сторону ситуации? Ведь стакан всегда наполовину пуст, а наполовину полон, и сверху именно пустота, то есть сначала я вижу пустоту, но нужно же смотреть дальше…”.

Комментарии

Идет попытка найти решение (новый взгляд на жизнь) среди известных клиенту техник и приемов. Вообще говоря, они – хорошие, о них рассказывают на тренингах, рекомендуют для самостоятельного выполнения. Но главный вопрос психотерапевтической работы таков: что поможет именно данному конкретному человеку? Судя по всему, ему придется продолжить свой поиск.

Мысли вслух

“Мне нужно каким-то образом поменять отношение к сложным ситуациям: вместо экзамена и контрольной работы видеть что-то другое: шанс для развития, тренинг, исследование, приключение, знак, послание, подсказку, тайну, ребус, головоломку, испытание, вызов, паззл, пасьянс… Творческое задание от жизни… Задачу на жизне-творчество… Поиск гармонии… Создание красоты… Самораскрытие… Получение удовольствия от чего-то… Но что именно из этого списка самое правильное? Может быть, если я изменю отношение к тревожащим меня ситуациям, то жить станет радостнее само собой, без каких-либо специальных практик позитивного мышления? Как же мне эти идеи воплотить в жизни? Вот попадаю я в неприятную для меня ситуацию, и говорю себе: это не “контрольная работа”, а про что это? Ведь всегда, в любых обстоятельствах есть возможность прожить, пройти её по-своему, быть самим собой, найти или придать ей особый для меня смысл; найти свое решение, свой подход, свой путь…”

Комментарии

Любопытный момент. Клиент точно определяет, что ключом к проблеме для него является выход из школьного представления о жизни как о бесконечных экзаменах и контрольных работах. И одно из основных различий состоит в бесконечном разнообразии “правильных” ответов на жизненные обстоятельства в отличии от одного-единственного верного ответа на школьную задачу. Но клиент, по инерции стереотипа, уже сгенерив ряд интересных метафор, ищет самую точную, то есть, опять одну-единственную. К счастью, чуть позже клиент осознал повтор устаревшего подхода и остановился на открытом вопросе, открывающем путь к разнообразию жизненных выборов и смыслов.

Завершение работы

Проделанную работу на осознание важно завершить и закрепить техникой, причем её тип (телесно-ориентированная, НЛП, психодрама и тому подобные) зависит от индивидуальных особенностей клиента (и, разумеется, предпочтений психотерапевта). Можно, например, нарисовать круг, символизирующий школьный подход (контрольная работа – правильный/ошибочный ответ – отметка) и выйти, шагнуть из него в большую жизнь… Поскольку в рассматриваемом случае корни проблемы уходят, как это часто бывает, в прошлое (детские и подростковые впечатления), эффективно работает техника перепроживания, которую можно осуществить самостоятельно. Сядьте поудобнее и в расслабленном состоянии представьте себе, как вы, уже взрослый человек, оказываетесь рядом с самим собой в момент окончания школы. Вдвоем выходите на улицу и оглянитесь на школьное здание. Скажите себе-подростку (для которого вы-взрослый являетесь безусловным авторитетом), что школьная учеба – позади навсегда, а впереди – Большая Жизнь, которая устроена по-другому; в ней тоже немало трудностей и сложных задач, но они совсем другие и, главное, решаются они не по-школьному, а совсем иначе. И он научится находить к ним подходы, научится получать опыт, и, конечно же, удовольствие от самореализации. Критерием успешного выполнения этой работы с воображением станет чувство интереса, возможно даже азарта при размышлении о какой-либо актуальной жизненной проблеме. Можно сказать, что вы вызываете в себе состояние, которое как раз подходит для её решения. Расширение спектра таких ресурсных состояний и умение себя в них переводить – очень ценный навык, освоить который, как говорится, никогда не поздно.

Посмотреть все статьи специалистов нашего Центра

Наш канал на YouTube

Популярные статьи
Записаться на прием












    Спасибо! Ваш запрос получен

    Мы ответим в течение рабочего дня.

    Если вы хотите записаться на прием в ближайшее время – позвоните пожалуйста по номеру:

    +7 (495) 646 77 33
    Приезжайте на
    консультацию
    ул. Волхонка, д. 6/5, Москва
    Работаем без выходных с 10 до 22