Квалифицированная психологическая помощь. Большой опыт работы.

Прием ведут дипломированные специалисты МГУ им. М.В.Ломоносова, практикующие психологи, психотерапевты, преподаватели.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Адрес центра: Москва, ул. Волхонка, д. 6, стр. 5,
тел. +7 (495) 646 77 33, +7 (495) 697 97 55



Трансактный (транзактный) анализ



Этот метод очень хорошо работает на первом этапе психологического консультирования. Психологический Центр имеет специалистов-психологов, работающих в данной психологической школе. Значительные улучшения в семейных отношениях и личных взаимоотношениях могут наступить уже после первой консультации. Данная статья этого раздела посвящена этому методу работы психологов и психотерапевтов.

Создателем трансактного анализа является американский психиатр Э. Берн. Согласно его концепции, человек запрограммирован своими "ранними решениями" в отношении реализуемой им впоследствии жизненной позиции. Он проживает свою жизнь по "сценарию", написанному при самом активном участии его близких, прежде всего родителей, принимает решения в настоящем, основанные на стереотипах, которые когда-то в детстве были необходимы для его психологического выживания, но теперь чаще всего бесполезны.

 

Основная цель психотерапевтического процесса - реконструкция личности на основе пересмотра существующих жизненных позиций, осознания непродуктивных стереотипов поведения, мешающих принятию адекватных настоящему моменту решений, формирование новой системы ценностей, исходя из собственных потребностей и возможностей.

 

Трансактный анализ включает в себя:

 

1) структурный анализ - анализ структуры личности;

2) анализ трансакций - вербальных и невербальных взаимодействий между людьми;

3) анализ психологических игр - скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу (выигрышу во взаимоотношениях с людьми или для себя лично);

4) анализ сценария (скриптанализ) - рассмотрение индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует, сам не подозревая об этом.

Структура личности характеризуется наличием трех состояний "Я":

Родитель - "внешние" психические установки, стереотипы поведения и моральные ценности, приятые когда-то личностью и существующие и функционирующие теперь, как "свои";

Ребенок - "изначальные" психические потребности и желания, свободные, социально не скорректированные, реакции и выражения эмоций, проявления своей индивидуальности;

Взрослый - "новообразованная" психическая структура, возникающая в процессе взросления и развития человека, позволяющая принимать соответствующие жизненной ситуации решения, учитывая "своего" Родителя и Ребенка.

Подчеркивается, что Я-состояния - это не роли, исполняемые людьми, а феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, провоцируемые актуальной ситуацией.

В теории З. Фрейда Взрослому соответствует "Я". Подобно тому как "Я" у Фрейда является ареной, на которой происходят баталии между вытесненными чувствами "Оно" и социальными запретами "Сверх-Я", Взрослый у Берна играет роль арбитра между Родителем и Ребенком. Роль Взрослого сводится не к подавлению того и другого и возвышению над ними, а к изучению информации, записанной в Родителе и Ребенке. Анализируя эту информацию, Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов необходимо отказаться, а какие желательно включить. Именно к Взрослому состоянию клиента обращается психотерапевт в процессе работы с ним.

При взаимодействиях (трансакциях) людей могут включаться различные "Я"-состояния. Различают дополнительные, перекрестные и скрытые трансакции. Дополнительными называются трансакции, соответствующие ожиданиям контактирующих людей и отвечающие здоровым человеческим отношениям. Такие взаимодействия не конфликтогенны и могут продолжаться неограниченное время.

Конфликтогенной способностью обладают перекрестные трансакции. В этих случаях на стимул дается неожиданная реакция, активизируется неадекватное ситуации состояние "Я". Коммуникация прекращается, такие перекрестные трансакции начинаются взаимными упреками, колкими репликами и заканчиваются обычно тупиком с выражением негативных эмоций.

Скрытые трансакции отличаются от предыдущих тем, что включают более двух состояний Я, так как сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения, что и составляет суть психологических игр. Наиболее тонкие обманные ходы строятся с учетом человеческой потребности в признании.

Понятие психологической позиции является одним из основных в трансактном анализе. Известным пропагандистом этого вида психотерапии стал психиатр Т. Э. Харрис благодаря своей книге "Я о'кей - ты о'кей". Название книги выражает позицию, которой человек должен добиться в процессе трансактного анализа. Т. Харрис различает 4 основные позиции:

1. "Я о'кей - ты о'кей".

2. "Я не о'кей - ты не о'кей".

3. "Я не о'кей - ты о'кей".

4. "Я о'кей - ты не о'кей".

Психологические позиции возникают не только в отношении себя и других, но и в отношении другого пола. Приняв психологическую позицию, личность старается укрепить ее, чтобы стабилизировать самооценку и сохранить свое восприятие окружающего мира. Психологическая позиция становится жизненной позицией, исходя из которой играют в игры и осуществляют жизненный сценарий, а также выбирают людей, которые играют определенные роли, соответствующие жизненному сценарию.

Сценарий - это жизненный план, напоминающий спектакль, который личность вынуждена играть. Он зависит от позиций, принятых в детстве, и записывается в детское "Я"-состояние через трансакции, происходящие между родителями и ребенком. Игры, в которые играют люди, являются частью сценария. Осознав свои позиции и игры, личность может понять свой жизненный сценарий. Анализ его является основной целью трансактного анализа.

Трансактный анализ - это интеракционная психотерапия, которая часто проводится в групповой форме. Пациентов обучают основным понятиям трансактного анализа, пониманию механизмов поведения и их дискомфортных состояний. Целью работы является осознание членами группы того, в пределах какого "Я"-состояния они обычно функционируют (структурный анализ). Развивая это осознание, пациенты исследуют раннее программирование, послания (сообщения), которые они получали от родителей, и свои ранние решения в отношении собственного достоинства и жизненной позиции.

Главная цель трансактного анализа, по Р. и М. Маклюр Гулдинг, состоит в пересмотре ранних детских решений, которые принимаются нами в ответ на реальные и воображаемые родительские "приказания" (ожидания, просьбы, установки, объяснения и т.д.), и таким образом мы сами изначально строим свой жизненный сценарий, решаем, как мы будем жить. Если было принято ранее решение, то, с помощью различных психотерапевтических приемов, члены группы могут заново пережить сцены раннего детства, оживить ситуации, в которых они приняли определенное пораженческое решение относительно себя и своей жизни, и, в конце концов, могут принять новое решение на интеллектуальном и эмоциональном уровне. Авторами развит модифицированный вариант трансактного анализа, сочетающий свои принципы и приемы с гештальт-терапией, психодрамой и модификацией поведения.

Большой акцент делается и на рациональном подходе. Конечной целью трансактного анализа является достижение автономии личности, что помогает определить свою собственную судьбу, принять ответственность за свои поступки и чувства.

Трансактный анализ используется при терапии с клиентами, находящимися в дискомфортном состоянии, но не страдающими какими-либо формами психических расстройств. Этот метод может использоваться и при лечении неврозов в широком возрастном диапазоне. Менее эффективно его применение для лечения психотических больных, а также больных с тяжелыми хроническими формами неврозов.

Сильной стороной трансактного анализа является установление общего языка с клиентом, что облегчает формирование психотерапевтического контакта, а также довольно быстрый ощутимый результат психотерапевтической работы.

Психологический Центр на Волхонке работает без выходных дней с 10 до 22 часов вечера. Тел. (495) 646-77-33, 697-97-55

Адрес Психологического Центра на Волхонке: Москва, Волхонка, 6/5, ст. метро "Библиотека им. В.И. Ленина"

Психологи, психотерапевты и другие специалисты Психологического Центра будут рады помочь вам!